Не ведитесь на уловки мошенников! Как защитить себя от телефонного мошенничества?

Телефонное мошенничество – распространенная проблема, с которой сталкиваются многие люди. Мошенники используют различные хитрые методы, чтобы обмануть и забрать ваши деньги.

Напоминаем вам основные схемы обмана:

- Мошенничество с банковскими картами и счетами

Платежная карточка, безусловно, удобная и полезная вещь. Но крайне соблазнительная для криминальных воздействий. Весьма распространена схема воровства «на доверии». Так, телефон из объявления в интернете или СМИ о продаже любого имущества немедленно попадает в поле зрения мошенников. И владельцу звонит некий «потенциальный покупатель», готовый платить, не торгуясь, но только на карту.

Для этого он просит сообщить её номер, срок действия, CVV-код с обратной стороны карты и SMS-код из сообщения банка о проведённой операции. Даже если не удаётся получить весь набор информации, недостающие данные восполняются квалифицированными хакерами. И карточный счёт не пополняется, а опустошается путём перевода наличности на некий электронный кошелек, который немедленно исчезает из сети после вывода средств с него.

- Звонки от «служб безопасности» банков

Не менее распространены звонки из «службы безопасности банка-эмитента платежной карты» о совершённой подозрительной операции или сбое в программном обеспечении, который привел к потере средств. Для восстановления счёта и возврата денег якобы необходимы вышеперечисленные данные. Для защиты от подобных инцидентов рекомендуют установить определенные программы, замаскированные под известные сервисы. Но на самом деле эти утилиты отправляют мошенникам коды доступа к счетам, полностью развязывая преступникам руки.

- Звонки от «сотрудников» правоохранительных органов и государственных служб

Особенно циничны звонки из правоохранительных органов, якобы расследующих случаи мошенничества по телефону. Цель та же самая – усыпить бдительность и выманить нужную информацию. На фоне пандемии активизировались мошенники, которые представляются работниками Роспотребнадзора или Пенсионного фонда с сообщениями о новых социальных выплатах. Но для их получения необходимы все те же данные платежных карт.

- Звонки с подмененных номеров

Большинство банков имеют специальные номера, которые используются только для сообщений клиентам. Сбербанк, например, рассылает свои уведомления только с номеров 900 или 9000. Но существуют специальные программы-обманки, которые маскируют настоящий номер звонящего, и абонент видит знакомый ему идентификатор.

Проблема настолько обострилась, что 02.07.2021 г. Президент России подписал поправки в Федеральный закон «О связи», позволяющие блокировать SMS-сообщения и голосовые звонки с подменных номеров. Операторы лишаются права менять истинный телефонный номер звонящего и обязаны подключиться к специальной службе Роскомнадзора. Частично закон вступает в силу 01.12.2021, а полностью — с 01.05.2022 года. Нет сомнений, что эта мера резко осложнит жизнь телефонным мошенникам.

- Махинации со счетами мобильных телефонов

Самый распространённый вариант такого мошенничества — сообщение или звонок об ошибочном переводе денег на счёт мобильного телефона и просьба вернуть их владельцу. Могут быть даже угрозы обращения в полицию или оператору с требованием блокировки телефона.

- Сообщения о попавшем в беду родственнике и просьбы о помощи

Панический звонок о попавшем в беду родственнике обычно случается среди ночи, полусонной жертве сообщают об автомобильной аварии, наезде на пешехода, крушении поезда или любых других происшествиях, случившихся с детьми, внуками или просто друзьями. Далее следует просьба о срочной помощи в виде перевода немалой суммы на электронный кошелек или счёт мобильника. Метод крайне жестокий, известны случаи инфарктов от подобных новостей.

- Сообщения о выигрыше в лотерею

Отличная новость сопровождается требованием перевода на покрытие технических издержек самой лотереи. Здесь расчёт на незнание законодательства РФ, согласно которому все расходы организаторов ложатся на них самих.

- Махинации с короткими номерами

В этом случае мошенники тоже используют мобильный сервис. При заказе некой услуги абонент получает сообщение, что для её подключения нужно отправить сообщение на короткий номер такой-то. После отправки со счёта списываются деньги. Механизм тот же, короткий номер тоже можно зарегистрировать как платный и не сообщать об этом абоненту.

- Телефонные вирусы

Жертве приходит сообщение о том, что ей пришло сообщение в некий мессенджер, и его можно получить, пройдя по ссылке. После чего в смартфон внедряется вирус, получающий полный контроль над гаджетом.

Вот несколько простых правил, которые помогут Вам защитить себя от телефонного мошенничества:

- Будьте бдительны! Если вам звонят с неизвестного номера и предлагают что-то слишком хорошее, чтобы быть правдой, не верится в "выигрыш" в лотерею или "срочную помощь" от родственника, - это может быть мошенничество.

- Не раскрывайте личную информацию! Никогда не сообщайте по телефону свои паспортные данные, номера банковских карт, PIN-коды и другую конфиденциальную информацию.

- Не переводите деньги на неизвестные счета! Если вам предлагают перевести деньги на неизвестный счет, откажитесь и позвоните в банк или в правоохранительные органы.

- Проверьте информацию! Если вам звонят от имени банка, государственных органов или других организаций, проверьте информацию на официальном сайте этой организации.

- Не стесняйтесь отказаться! Если вам что-то не нравится в разговоре с неизвестным человеком, не стесняйтесь отказаться от его предложений и положить трубку.

Помните, что мошенники очень хитры и используют различные методы обмана. Будьте бдительны и не давайте им шанса обмануть вас!

Если Вы стали жертвой телефонного мошенничества, немедленно обратитесь в правоохранительные органы